Клиника

Москва - МедЦентр

Клиника
 

 

 

     
 
 
    На главную  
 

 

 
  Бесплатная
on-line консультация
врача
телефон
Врачи ведущих медцентров и клиник Москвы ответят на Ваш вопрос по телефону
 
 

 

Реклама:
 


 
 

 

 
   

 

Миф о сугубо личной ответственности врача за некачественную медицинскую помощь

«Человек и здравоохранение: правила игры.
Пособие для пациентов и их родственников»
Лопатенков Г.Я.

Заблуждаются не потому, что не знают, а потому, что думают, что знают.
(Жан Жак Руссо)

 


Происхождение мифа - традиционное представление граждан о том, что лицом, оказывающим помощь пациенту, является лишь медработник, он и должен нести ответственность в случае ее некачественности.

На самом деле, в государственном здравоохранении истинным (с точки зрения закона) субъектом оказания медицинской помощи (и субъектом ответственности) является государство в лице своего медицинского учреждения.

Врач, в абсолютном большинстве случаев, является наемным работником, выполняющим предписанные ему нанимателем функциональные обязанности. Он может действовать только в пределах данных ему квалификации, места, времени, условий, лекарственного и технического оснащения, уровень которых определяется приоритетами государственной политики в сфере охраны здоровья.

Понятно, что итоговое состояние качества медицинской помощи определяют не столько работники, сколько их работодатели. Работник несет ответственность только в случае, если в пределах предоставленных ему возможностей он проявил профессиональную небрежность, причинившую вред здоровью или жизни пациента.

Государство же должно нести ответственность в случае невыполнения своей обязанности по обеспечению достаточного уровня оказания медицинской помощи. Уровень этот определен в "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" в виде стандартов качества медицинской помощи.

Вопрос стандартов качества медицинской помощи является для пациентов и врачей ключевым, поскольку именно стандартизация является гарантией безопасности медицинских услуг для жизни и здоровья граждан. В соответствии с ч.15 ст.5 «Основ» "... государство (в лице Минздрава) обязано установить стандарты качества медицинской помощи и контролировать их соблюдение". Это требование закона до сих пор не выполнено.

В результате, на сегодняшний день не установлен объем обязанностей здравоохранения по отношению к своим пациентам. Сами медработники, также как и их пациенты, просто не знают, медицинская помощь какого вида в данном государстве является качественной.

Отсутствие стандартов уязвимой фигурой делает пациента, ибо он не может рассчитывать на понятный и конкретизированный объем помощи. Отсутствие стандартов ставит под удар врачей, ибо их работа оценивается не по известным критериям, а субъективно.

Отсутствие стандартов также позволяет государству финансировать здравоохранение не в соответствии с необходимым жителям страны перечнем медицинских услуг, а по остаточному принципу.

С принятием второй части Гражданского Кодекса России (1996 г.), существенно изменились правовые основания взаимоотношений государства с гражданином. Государство ныне является равным субъектом права, способным нести ответственность, точно так же, как юридические и физические лица (ст. 124 ГК РФ).

Абсолютное большинство медицинских учреждений - это собственность государства. За причинение вреда некачественной медицинской помощью гражданско-правовую ответственность перед пациентом несет не медработник, а юридическое лицо, которое является его нанимателем. Именно наниматель обязан обеспечить своего работника всем необходимым для нормального осуществления трудовой деятельности (ст. 1068 ГК). Нанимателя (медучреждение) всем необходимым для нормальной деятельности обязан обеспечить  собственник (государство).

Анализ медицинских и правовых реальностей показывает, что, на самом деле, основными "авторами" случаев низкокачественной медицинской помощи являются, во-первых, государство, затем его учреждения, и. уже в последнюю очередь, медработники.

По этой причине, в случаях предъявления претензий к уровню медицинской помощи заинтересованным лицам целесообразно видеть и критиковать не только (обычно и не столько) работу конкретных врачей, сколько плоды деятельности власти и системы, поставивших медработников в условия функционирования вопреки требованиям законодательства, без стандартов и без адекватного финансового обеспечения.

Итак, очень похоже, что в условиях России «дело спасения пациентов» - во многом в руках самих пациентов и их родственников.

Это один из фактов становления отечественного гражданского общества, того самого общества, которое призвано заставить власть работать на людей, а не на себя и свое окружение. У членов развитого гражданского общества есть четыре правила:

  1. будучи законопослушными, не бояться власти;
  2. не обольщаться ее обещаниями, а принимать в расчет только реальные плоды деятельности;
  3. не лениться во всех формах напоминать власти об её обязанностях;
  4. заставлять власть отчитываться о выполненной работе перед теми, на чьи деньги она содержится.

 

1. Миф о бесплатности медицинской помощи

2. Миф о доступности для жителей России бесплатной квалифицированной помощи

3. Миф о заинтересованности государственного здравоохранения в судьбе отдельного гражданина

4. Миф о том, что низкооплачиваемый специалист способен ответственно выполнять высококвалифицированную работу. Миф о том, что только повышением оплаты труда можно решить проблемы его качества

5. Миф о том, что профессиональный уровень российских врачей ничуть не хуже, чем врачей зарубежных

6. Миф о полной безопасности сферы медицинской помощи

7. Миф о сугубо личной ответственности врача за некачественную медицинскую помощь

8. Миф о ненужности правовых знаний пациентам и врачам

9. Миф о том, что терпеть и страдать - это неизбежный удел пациента



 

Дата последнего обновления информации на странице 24.09.2011

   
 

 

 

 

Любая информация, полученная на сайте «Москва – медцентр», не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации врача.

Rambler's Top100